Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Основным назначением логопедического кабинета является создание рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО, способствующих преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Основными направлениями работы, проводимой в логопедическом кабинете  ГКДОУ №193 являются:

  1. обследование речевого и психомоторного развития детей;
  2. составление коррекционных маршрутов на каждого ребенка;
  3. проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  4. консультирование родителей (законных представителей);
  5. консультирование воспитателей и специалистов МБДОУ;
  6. ведение документации.

В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:

- центр коррекции звукопроизношения,

- центр развития мелкой моторики,

- центр развития речевого дыхания,

- центр развития лексико-грамматической стороны речи и обучения грамоте,

- центр развития фонематического слуха,

- центр развития связной речи,

- центр методического сопровождения,

- центр взаимосвязи с родителями.

Пространство кабинета трансформируется в зависимости от коррекционных задач и темы. Материал каждого центра меняется и дополняется, в случае необходимости осуществления коррекционной работы с участием нескольких сенсорных органов центры объединяются.

Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам. Материалы и оборудование центров могут использоваться для решения одной или нескольких коррекционных задач.

Вся предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы была возможность осуществления  подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы.

Созданная коррекционно-пространственная среда способствует развитию и формированию всей речевой системы: умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности говорить, слушать.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

в ГКДОУ № 193

Работа организуется:

  • по запросу педагогов и родителей;
  • на основании результатов психологической диагностики;
  • на основании рекомендаций ПМПК.

Существует два направления:

-развивающие занятия – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и ориентированы на всех детей;

-коррекционные занятия направлены на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленные у конкретных дошкольников.

          Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

Структура коррекционно-развивающего занятия состоит:

1.Вводная часть.

Задача: создать важные условия успешности деятельности детей на занятии:

- вызвать положительный эмоциональный настрой,

- привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии,

- обеспечить активизацию психической деятельности.

2.Основная часть.

Задача: решение поставленных к занятию коррекционно-развивающих задач.

2.1. Подготовительный этап. 

Задача: актуализировать базисные умения, на основе которых осуществляется процесс формирования нового умения (согласно поставленным к занятию задачам).

2.2. Формирующий этап

Задача: формирование отсутствующего или недостаточно сформированного умения. Это – основной и наиболее продолжительный этап коррекционного занятия.

2.3. Этап самостоятельной работы детей.

Задача: выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии.

3.Заключительная часть.

Задачи: формирование у детей умения рассказывать о том, чему учились на занятии, выявление эмоционального состояния детей.

Продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы. 

Кабинет педагога-психолога ГКДОУ № 193 является основным рабочим местом специалиста.

Это помещение с необходимым оборудованием, которое предназначено для проведения индивидуальной диагностики, психологического консультирования и коррекционно-развивающих занятий участников образовательного процесса. Оборудование кабинета психолого-педагогической службы определяется задачами и целями деятельности.

Перед входом в кабинет на стене висит информационный стенд для ознакомления с режимом работы педагога-психолога и памятками для родителей и педагогов.

Все пространство помещения организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку:

- консультативная;

- диагностическая и коррекционно-развивающая;

- зона хранения документации и архива;

- уголок сенсорного развития;

- уголок настроения.

Кабинет рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу. Имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Библиотека ГКДОУ №193 располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами.

В методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов деятельности.

Методическая литература размещена по разделам:

  • "Физическое развитие"
  • "Познавательное развитие"
  • "Социально - коммуникативное развитие"
  • "Речевое развитие"
  • "Художественно - эстетическое развитие"

Книги для воспитанников: произведения , рекомендованные программой, сборники сказок.

В методическом кабинете имеются издания проф.направленности: "Дошкольное воспитание", "КРЕДО"

Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется

В методическом кабинете имеются 2 рабочих стола, 1 компьютер, 1 ноутбук,1 принтер и 1 сканер, выход в Интернет.

https://disk.yandex.ru/d/G9c9TFbxoY7NGQ

Развивающая предметно-пространственная среда ГКДОУ №193

Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.

В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям: 

  • Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  • Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
  • Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
  • Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
  • Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия  доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).

Средства обучения и воспитания, используемые в ГКДОУ № 193:

печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).

В ГКДОУ № 193 создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

Информационная база оснащена:

электронной почтой;
выходом в Интернет;
разработан и действует сайт ГКДОУ № 193;
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Обучающиеся ДОО  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО

Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя компьютеры, ноутбуки и МФУ.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Музыкальный зал находится на первом этаже, просторный, светлый, строго и красиво (без излишеств) убран. Для музыкального инструмента (фортепиано) выбрано место, где музыкальный руководитель, проводя занятие, имеет возможность видеть всех детей. 

В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Простанство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.

Активная зона: таковой можно считать достаточно большое и свободное пространство для музыкальных движений.

Спокойная зона: здесь осуществляется такие важные виды деятельности, как восприятие и пение.

Оборудование в спокойной зоне состоит:

  • фортепиано
  • стульчики 
  • музыкальный центр
  • компьютер
  • набор инструментов
  • набор композиторов
  • тематические картинки
  • наглядно - дидактические пособия: "Музыкальное лото", "Сложи песенку", "Ритмические карточки", "Ножки и ладошки", "На чем играю", "Угадай-ка", "Музыкальная лесенка", "Дождик и солнышко"
  • музыкальные интрументы
  • бубны
  • маракасы
  • погремушки
  • колокольчики
  • ложки
  • барабаны
  • трещетки
  • свистульки
  • кастаньеты
  • карнавальные костюмы.

Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, варативна, доступна и безопасна.

Музыкальные занятия в детском саду направлены на то, чтобы погрузить малышей в искусство, научить любить, ценить и понимать музыку.

 Структура занятия может включать следующие элементы:

  1. Разминка: музыкально-ритмические упражнения или коммуникативная игра с танцевальными движениями.
  2. Прослушивание музыки, пение: знакомство с жанрами, вокальные упражнения, развития слуха, разучивание и исполнение песен.
  3. Танцевальная деятельность.
  4. Игра на музыкальных инструментах.

Занятия делятся на виды по количеству участников:

  1. Фронтальные – для детей одной группы ДОУ.
  2. Индивидуально-дополнительные – с отдельными детьми, например, для подготовки номера к утреннику.
  3. Групповые – для небольших групп (4 – 6 человек) с целью обучения игре на инструменте, разучивания танца или песни на мероприятие.
  4. Объединенные – совместные занятия для воспитанников нескольких возрастных групп.

Бассейн

Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей.

На сегодняшний день рождение здорового ребенка, к сожалению, большая редкость.

И перед нами встала задача по укреплению и закаливанию детского организма. В дошкольном учреждении это осуществляется в системе работы не только на занятиях по физической культуре, но и в бассейне. Купание, плавание и игры в воде благоприятны для всестороннего физического развития детей и играет очень большую и значимую роль в закаливании детского организма в целом.

Наш бассейн оснащен необходимым оборудованием для обучения детей плаванию: плавательные доски, жилеты, надувные круги, мячи. Для упражнений в воде мы используем обручи, гимнастические палки.

Перед входом в воду мы проводим комплекс упражнений на суше (сухое плавание), где отрабатываем всевозможные махи руками и ногами, учимся правильно дышать, разогреваем мышцы.

Так же в бассейне проходят развлечения и праздники, которые очень нравятся малышам!

Наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурный зал располагается на втором этаже детского сада, оснащен всевозможным спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В предметно – развивающую среду входят: гимнастические: лесенки, доски, скамейки, палки; всевозможные мячи, обручи, тоннели, скакалки, дуги, мешочки с песком, флажки, ленточки, кубики, кегли, фитболы.

Наряду с традиционным оборудованием в работе мы используем и нетрадиционное оборудование: разные дорожки здоровья, дуги, сухие бассейны, штанги  из пластиковых бутылок.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудован мини- тренажерный зал.

Известно, что  дошкольный возраст  является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

В нашем дошкольном учреждении физкультурные занятия осуществляются в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где определены задачи, содержание и формы организации физических упражнений.

К числу основных средств физического воспитания детей ран­него и дошкольного возраста относятся физические упражнения.

Применительно к задачам физическо­го воспитания детей дошкольного возраста наиболее ши­рокое применение получили следующие три группы физических упражнений:

1) основная гимнастика;

2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные);

3) упрощенные формы спортивных уп­ражнений.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются:

  • утренняя гимнастика,
  • занятия урочного типа,
  • подвижные игры,
  • физкультпаузы и физкультминутки,
  • физкультурные праздники и развлечения,
  • самостоятельные занятия.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru

Электронно-образовательные ресурсы

Для воспитателей:

Детский портал «Солнышко»http://www.solnet.ee

Челябинский дошкольный порталhttp://forchel.ru/

Открытый класс. Сетевые образовательные сообществаhttp://www.openclass.ru/

"Детский психолог"-http://www.childpsy.ru

www.ivalex.vistcom.ru-Сайт «Всё для детского сада»

http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25-Журнал "Обруч"

http://www.logoped.ru–Логопед

http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm-Консультации для воспитателей

http://doshvozrast.ru/index.htm-Воспитание детей дошкольного возраста

http://www.danilova.ru/storage/present.htm-Раннее развитие

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных библиотек

Документы отсутствуют

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Документы отсутствуют

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie