Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Основным назначением логопедического кабинета является создание рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО, способствующих преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.
Основными направлениями работы, проводимой в логопедическом кабинете ГКДОУ №193 являются:
- обследование речевого и психомоторного развития детей;
- составление коррекционных маршрутов на каждого ребенка;
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
- консультирование родителей (законных представителей);
- консультирование воспитателей и специалистов МБДОУ;
- ведение документации.
В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:
- центр коррекции звукопроизношения,
- центр развития мелкой моторики,
- центр развития речевого дыхания,
- центр развития лексико-грамматической стороны речи и обучения грамоте,
- центр развития фонематического слуха,
- центр развития связной речи,
- центр методического сопровождения,
- центр взаимосвязи с родителями.
Пространство кабинета трансформируется в зависимости от коррекционных задач и темы. Материал каждого центра меняется и дополняется, в случае необходимости осуществления коррекционной работы с участием нескольких сенсорных органов центры объединяются.
Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам. Материалы и оборудование центров могут использоваться для решения одной или нескольких коррекционных задач.
Вся предметно-развивающая среда организуется таким образом, чтобы была возможность осуществления подгрупповой и индивидуальной коррекционной работы.
Созданная коррекционно-пространственная среда способствует развитию и формированию всей речевой системы: умения правильно произносить звуки в самостоятельной речи; составлять и моделировать предложения, рассказы; обогащать, расширять и активизировать словарь и речемыслительную деятельность; проявлять активность и самостоятельность в общении со сверстниками и взрослыми; формированию потребности говорить, слушать.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога
в ГКДОУ № 193
Работа организуется:
- по запросу педагогов и родителей;
- на основании результатов психологической диагностики;
- на основании рекомендаций ПМПК.
Существует два направления:
-развивающие занятия – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников и ориентированы на всех детей;
-коррекционные занятия направлены на работу с проблемами обучения, поведения, общения и личностного развития, выявленные у конкретных дошкольников.
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Структура коррекционно-развивающего занятия состоит:
1.Вводная часть.
Задача: создать важные условия успешности деятельности детей на занятии:
- вызвать положительный эмоциональный настрой,
- привлечь интерес детей к предстоящей деятельности на занятии,
- обеспечить активизацию психической деятельности.
2.Основная часть.
Задача: решение поставленных к занятию коррекционно-развивающих задач.
2.1. Подготовительный этап.
Задача: актуализировать базисные умения, на основе которых осуществляется процесс формирования нового умения (согласно поставленным к занятию задачам).
2.2. Формирующий этап.
Задача: формирование отсутствующего или недостаточно сформированного умения. Это – основной и наиболее продолжительный этап коррекционного занятия.
2.3. Этап самостоятельной работы детей.
Задача: выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии.
3.Заключительная часть.
Задачи: формирование у детей умения рассказывать о том, чему учились на занятии, выявление эмоционального состояния детей.
Продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Кабинет педагога-психолога ГКДОУ № 193 является основным рабочим местом специалиста.
Это помещение с необходимым оборудованием, которое предназначено для проведения индивидуальной диагностики, психологического консультирования и коррекционно-развивающих занятий участников образовательного процесса. Оборудование кабинета психолого-педагогической службы определяется задачами и целями деятельности.
Перед входом в кабинет на стене висит информационный стенд для ознакомления с режимом работы педагога-психолога и памятками для родителей и педагогов.
Все пространство помещения организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку:
- консультативная;
- диагностическая и коррекционно-развивающая;
- зона хранения документации и архива;
- уголок сенсорного развития;
- уголок настроения.
Кабинет рассчитан на индивидуальную и подгрупповую работу. Имеет содержательно насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду, которая соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Библиотека ГКДОУ №193 располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами.
В методическом кабинете имеется литература для педагогов, специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, наборы наглядного материала для организации различных видов деятельности.
Методическая литература размещена по разделам:
- "Физическое развитие"
- "Познавательное развитие"
- "Социально - коммуникативное развитие"
- "Речевое развитие"
- "Художественно - эстетическое развитие"
Книги для воспитанников: произведения , рекомендованные программой, сборники сказок.
В методическом кабинете имеются издания проф.направленности: "Дошкольное воспитание", "КРЕДО"
Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется
В методическом кабинете имеются 2 рабочих стола, 1 компьютер, 1 ноутбук,1 принтер и 1 сканер, выход в Интернет.
Развивающая предметно-пространственная среда ГКДОУ №193
Основное средство обучения и воспитания в ДОУ – это единое информационно-развивающее пространство детского сада. Для самостоятельной деятельности детей в группах приобретены развивающие пособия, игры, конструкторы, а также предметы детского творчества.
В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:
- Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
- Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
- Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы организовано в виде различных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все игры и пособия доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В группах созданы все условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели, в группах есть игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности (обручи, скакалки).
Средства обучения и воспитания, используемые в ГКДОУ № 193:
печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки).
В ГКДОУ № 193 создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
электронной почтой;
выходом в Интернет;
разработан и действует сайт ГКДОУ № 193;
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Обучающиеся ДОО не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО
Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя компьютеры, ноутбуки и МФУ.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал находится на первом этаже, просторный, светлый, строго и красиво (без излишеств) убран. Для музыкального инструмента (фортепиано) выбрано место, где музыкальный руководитель, проводя занятие, имеет возможность видеть всех детей.
В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и мероприятия для детей, сотрудников и родителей.
Простанство музыкального зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.
Активная зона: таковой можно считать достаточно большое и свободное пространство для музыкальных движений.
Спокойная зона: здесь осуществляется такие важные виды деятельности, как восприятие и пение.
Оборудование в спокойной зоне состоит:
- фортепиано
- стульчики
- музыкальный центр
- компьютер
- набор инструментов
- набор композиторов
- тематические картинки
- наглядно - дидактические пособия: "Музыкальное лото", "Сложи песенку", "Ритмические карточки", "Ножки и ладошки", "На чем играю", "Угадай-ка", "Музыкальная лесенка", "Дождик и солнышко"
- музыкальные интрументы
- бубны
- маракасы
- погремушки
- колокольчики
- ложки
- барабаны
- трещетки
- свистульки
- кастаньеты
- карнавальные костюмы.
Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, варативна, доступна и безопасна.
Музыкальные занятия в детском саду направлены на то, чтобы погрузить малышей в искусство, научить любить, ценить и понимать музыку.
Структура занятия может включать следующие элементы:
- Разминка: музыкально-ритмические упражнения или коммуникативная игра с танцевальными движениями.
- Прослушивание музыки, пение: знакомство с жанрами, вокальные упражнения, развития слуха, разучивание и исполнение песен.
- Танцевальная деятельность.
- Игра на музыкальных инструментах.
Занятия делятся на виды по количеству участников:
- Фронтальные – для детей одной группы ДОУ.
- Индивидуально-дополнительные – с отдельными детьми, например, для подготовки номера к утреннику.
- Групповые – для небольших групп (4 – 6 человек) с целью обучения игре на инструменте, разучивания танца или песни на мероприятие.
- Объединенные – совместные занятия для воспитанников нескольких возрастных групп.
Бассейн
Как медиков, так и педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей.
На сегодняшний день рождение здорового ребенка, к сожалению, большая редкость.
И перед нами встала задача по укреплению и закаливанию детского организма. В дошкольном учреждении это осуществляется в системе работы не только на занятиях по физической культуре, но и в бассейне. Купание, плавание и игры в воде благоприятны для всестороннего физического развития детей и играет очень большую и значимую роль в закаливании детского организма в целом.
Наш бассейн оснащен необходимым оборудованием для обучения детей плаванию: плавательные доски, жилеты, надувные круги, мячи. Для упражнений в воде мы используем обручи, гимнастические палки.
Перед входом в воду мы проводим комплекс упражнений на суше (сухое плавание), где отрабатываем всевозможные махи руками и ногами, учимся правильно дышать, разогреваем мышцы.
Так же в бассейне проходят развлечения и праздники, которые очень нравятся малышам!
Наличие оборудованных объектов спорта
Физкультурный зал располагается на втором этаже детского сада, оснащен всевозможным спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В предметно – развивающую среду входят: гимнастические: лесенки, доски, скамейки, палки; всевозможные мячи, обручи, тоннели, скакалки, дуги, мешочки с песком, флажки, ленточки, кубики, кегли, фитболы.
Наряду с традиционным оборудованием в работе мы используем и нетрадиционное оборудование: разные дорожки здоровья, дуги, сухие бассейны, штанги из пластиковых бутылок.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудован мини- тренажерный зал.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.
В нашем дошкольном учреждении физкультурные занятия осуществляются в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду (раздел «Физическое воспитание»), где определены задачи, содержание и формы организации физических упражнений.
К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения.
Применительно к задачам физического воспитания детей дошкольного возраста наиболее широкое применение получили следующие три группы физических упражнений:
1) основная гимнастика;
2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные);
3) упрощенные формы спортивных упражнений.
Основными формами занятий физическими упражнениями являются:
- утренняя гимнастика,
- занятия урочного типа,
- подвижные игры,
- физкультпаузы и физкультминутки,
- физкультурные праздники и развлечения,
- самостоятельные занятия.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование»- http://www.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов-http://fcior.edu.ru
Электронно-образовательные ресурсы
Для воспитателей:
Детский портал «Солнышко»http://www.solnet.ee
Челябинский дошкольный порталhttp://forchel.ru/
Открытый класс. Сетевые образовательные сообществаhttp://www.openclass.ru/
"Детский психолог"-http://www.childpsy.ru
www.ivalex.vistcom.ru-Сайт «Всё для детского сада»
http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25-Журнал "Обруч"
http://www.logoped.ru–Логопед
http://www.moi-detsad.ru/konsultac.htm-Консультации для воспитателей
http://doshvozrast.ru/index.htm-Воспитание детей дошкольного возраста
http://www.danilova.ru/storage/present.htm-Раннее развитие
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют